среда, 15 апреля 2015 г.

Кто сейчас занимается проектом Hyperloop Илона Маска

Представив концепцию транспортной магистрали нового поколения Hyperloop, миллиардер Илон Маск наделал много шума. Сам предприниматель не спешит заниматься этим проектом. Поэтому эстафету подхватили несколько решительно настроенных бизнесменов, пишет Forbes.


В сентябре 2014 года тогдашний лидер сенатского большинства Конгресса США Гарри Рид принимал в своем роскошном кабинете необычных посетителей. Рид энергично придвинул кожаное кресло поближе к одному из гостей: сенатору не терпелось посмотреть на то, что, как ему рассказали, навсегда изменит транспортную отрасль.

Бывший инженер аэрокосмической компании SpaceX Броган Бамброган (это действительно его настоящее имя) извлек iPad. Он был готов начать презентацию. Два других участника встречи – венчурный капиталист Шервин Пишевар и бывший заместитель руководителя аппарата Белого дома Джим Мессина – напряглись. Оба внимательно следили за реакцией влиятельного политика. Казалось, даже Марк Твен насторожился, глядя с портрета над столом сенатора.

«Это что такое?» – Рид приподнялся с кресла, заинтересованно указывая на экран планшета. Его привлекла заставка – снимок пустынной равнины, по которой в лучах восходящего солнца брели запыленные полуодетые люди. «А, это? Фотография с «Горящего человека», – пояснил инженер. Он в двух словах рассказал 75‑летнему Риду о фестивале современного искусства, проходившем в Неваде – родном штате сенатора. А затем начал презентацию.

То, что описывал Бамброган, выглядело куда сумасброднее, чем футуристические скульптуры художников в невадской пустыне. Он говорил о системе эффективной перевозки грузов и людей со скоростью, близкой к сверхзвуковой. Вначале на юго‑востоке США, а затем и по всему миру.

Прослушав часовую презентацию, Рид откинулся на спинку кресла и улыбнулся. Тогда Пишевар, наклонившись к сенатору, попросил познакомить его с невадским бизнесменом, владевшим правами на 240‑километровый участок, отведенный для скоростной железной дороги между Лас‑Вегасом и Калифорнией. Рид пообещал выполнить просьбу. Политик и инвестор пожали друг другу руки. Так была разрушена еще одна преграда на пути к Hyperloop – проекту, который еще недавно казался фантазией чудаковатых технарей.


Обнародованный в августе 2013‑го, проект Hyperloop наделал много шума. Описание этой невероятной идеи, представленной миллиардером‑промышленником Илоном Маском, уместилось на 58 страницах технического документа. Hyperloop – это транспортная сеть, по вакуумным трубам которой пассажиров можно доставлять из Сан‑Франциско в Лос‑Анджелес со скоростью 1220 км/ч. Вначале проект высмеяли как фантастический, но сегодня за ним стоит целая отрасль. Его развивают три компании, включая Hyperloop Technologies – команду специалистов, которых собрал под своим крылом Гарри Рид. Сейчас в их распоряжении $8,5 млн. В планах на нынешний год – привлечь еще $80 млн.

«У нас есть люди, инструментарий и технологии, – утверждает Бамброган. – Мы в состоянии это сделать».

Космическая гонка XXI века стартовала.

Пока проект находится, мягко говоря, на самой ранней стадии. Предстоит решить десятки инженерных и логистических проблем – от сейсмозащиты до получения прав на пользование земельными участками. Но уже сейчас можно представить, насколько революционны изменения, к которым приведет cоздание Hyperloop. Традиционные виды транспорта – водный, железно­дорожный, автомобильный и авиационный – подарили нам прогресс и процветание. Но одновременно они стали причиной загрязнения окружающей среды, пробок и гибели людей в катастрофах. Hyperloop, который Маск окрестил «пятым видом транспорта», будет быстрым, как самолеты, обойдется дешевле поездов и сможет работать в любую погоду. Причем без вредных выбросов в атмосферу. Если из Лос‑Анджелеса до Лас‑Вегаса можно будет доехать за 20 минут, а из Нью‑Йорка до Филадельфии – за 10, то города превратятся в станции метро. Их границы исчезнут, а вслед за ними – дисбаланс цен на жилье и проблема перенаселенности.


Единственное, чего недостает этому фантастическому проекту, так это самого Илона Маска. Миллиардер тратит все свое время на управление компаниями Tesla Motors и SpaceX. Поэтому он предпочел, чтобы Hyperloop воплощали в жизнь другие. Комментарии для этой статьи Маск давать отказался. Но его незримое присутствие ощущается в работе каждой из трех компаний, соревнующихся за право строить Hyperloop. Даже несмотря на то, что между ними нет ничего общего.


Hyperloop Technologies – «команда мечты», собравшая суперзвезд из Кремниевой долины и Вашингтона. В большинстве своем эти люди тесно связаны с Маском. 40‑летний Пишевар, который благодаря инвестициям в сервис каршеринга Uber может войти в рейтинг миллиардеров Forbes, – давний друг Илона. Именно Пишевар убедил Маска поведать публике о концепции Hyperloop. Основанный им фонд Sherpa Ventures организовал для Hyperloop Technologies начальный раунд сбора средств. Еще одним организатором выступил фонд Formation 8. Им управляет энтузиаст Hyperloop мультимиллионер Джо Лонсдейл, основавший компанию‑гигант в области технологий больших данных Palantir. Директора Hyperloop Technologies – известные политики и предприниматели. Джим Мессина в 2012‑м отвечал за президентскую кампанию Барака Обамы. Дэвид Сакс работал с Маском в платежном сервисе PayPal, а затем создал соцсеть Yammer. Питер Диамантис – основатель фонда XPrize Foundation, в котором Маск – член совета директоров. Гендиректор компании, Бамброган, до недавнего времени работал одним из ведущих инженеров SpaceX. Маск регулярно получает от Hyperloop Technologies отчеты. О ходе работ информируют самого Барака Обаму.


Миссия Hyperloop Technology поражает воображение не меньше, чем ее знаменитые сотрудники. Компания вышла за рамки первоначальной концепции Маска. Вначале она сосредоточится на грузовых перевозках, а не на пассажирских. Грузовой вариант транспортной сети Hyperloop, возможно, проложат не только по суше, но и под водой. Представьте множество герметичных труб, которые пересекают океан и идут вглубь континента. По ним со скоростью, близкой к сверхзвуковой, несутся транспортные контейнеры. Хотите заказать партию айфонов? Нажмите на кнопку, и телефоны доставят контейнером из Шэньчжэня за одну ночь.

Броган Бамброган (слева) и Шервин Пишевар

По сравнению со звездной командой Hyperloop Technologies сотрудники другой компании, Hyperloop Transportation Technologies (HTT), выглядят сборищем аутсайдеров. В этой лос‑анджелесской фирме, возглавляемой Дирком Алборном, – 200 инженеров и проектировщиков. На протяжении полутора лет именно эти люди бескорыстно работали над Hyperloop. Откликнувшись на призыв Алборна на сайте JumpStartFund, энтузиасты‑полуночники из Cisco, Boeing и Гарвардского университета трудятся не за зарплату, а за долю в компании. Их организовали в группы, которые разрабатывают различные элементы проекта Hyperloop – финансовые модели, оптимальные маршруты, дизайн капсул, кабин и станций.

«Придет время, и нам потребуются штатные сотрудники, нужно будет привлекать инвесторов, – рассказывает Алборн. – А пока все и без того хорошо работает».

В нынешнем году HTT планирует представить результаты своих изысканий на крупных железнодорожных выставках в Дубае и Йоханнесбурге.

Момента, когда можно будет включиться в работу над проектом, ждет еще одна группа специалистов – собственные инженеры Маска из компании SpaceX. В январе 2015‑го миллиардер объявил, что профинансирует строительство испытательной трассы для Hyperloop в Техасе. Когда это произойдет, бизнесмен не сообщил. Но, по его словам, трасса будет доступна всем инженерам, которые захотят испытать уменьшенные модели капсул собственной конструкции.


Писатели-фантасты задолго до Маска описывали скоростные капсулы, несущиеся внутри герметичных труб.


Еще в 1909‑м пионер ракетостроения Роберт Годдард написал статью, в которой обрисовал нечто похожее на Hyperloop.


А в 1972‑м Роберт Солтер из корпорации RAND сформулировал идею подземной сверхзвуковой железной дороги под названием Vactrain. Пишевар – из подобных мечтателей. В эпоху расцвета интернет‑компаний он предложил проект пневмопочты для доставки важных документов в пределах Сан‑Франциско. Идея осталась нереализованной. Но бизнесмена это не смутило.

Упомяните имя Пишевара в присутствии кого‑либо из обитателей Кремниевой долины, и взгляд вашего собеседника непременно потеплеет. Добросердечный балагур, щедрый на объятия, слезы и безобидное хвастовство, Пишевар водит дружбу с массой знаменитостей – рэпером Джей-Зи, голливудскими звездами Эдвардом Нортоном и Шоном Пенном.

«Шервин умеет вдохновлять, а вдохновение рождает великолепные идеи», – рассказывает один из инвесторов в Кремниевой долине, который имел дело с Пишеваром.

Это подтвердят сотрудники венчурного фонда Menlo Ventures, для которого бизнесмен подготовил и провел грандиозную сделку. Инвестиция в растущий сервис каршеринга Uber в размере $4 млрд стала для Menlo Ventures одной из крупнейших в ее истории.

Когда в конце 2011‑го Uber и его инвесторы проводили второй раунд привлечения средств, заявку Пишевара отклонили. Бизнесмен выступал с речью в Алжире, когда ему позвонил гендиректор Uber Трэвис Каланик. Он сообщил, что Пишевару позволят инвестировать в Uber, если тот встретится с Калаником в Дублине. Пишевар срочно купил билет на ближайший рейс в Ирландию

 «Вообще‑то я не был знаком с Шервином, только получал от него письма. Но все, кто знает Пишевара, рекомендовали мне его, – рассказывал Каланик журналисту Forbes в 2012 году. – Я встретился с ним потому, что должен был это сделать».

Между предпринимателями сразу же возникла взаимная симпатия. Они долго гуляли по улицам Дублина, а перед рассветом подписали протокол о намерениях. Menlo получила 8% акций Uber. Тогда стартап оценивали в $290 млн, сегодня – в $42 млрд.

«Я всегда говорю людям: урок первый – садитесь в самолет и летите!» – восклицает Пишевар.

Его доля в Uber и других компаниях стоит около $500 млн.

Состояние Пишевара – кульминация на его пути к американской мечте. В 1980‑м, когда Шервину было шесть лет, мать вывезла его вместе с братом и сестрой из постреволюционного Ирана. Отец Пишевара, руководивший крупным подразделением на иранском телевидении, бежал из страны годом ранее. Он работал таксистом в Вашингтоне, а мать Шервина, учительница по образованию, устроилась горничной в гостиницу Ramada Inn. В начальной школе Пишевар так плохо говорил по‑английски, что преподавательница грозилась оставить его на второй год. Мальчика перевели в третий класс только благодаря вмешательству отца. В 10‑летнем возрасте Пишевар уже звонил на местные радиостанции и спорил в эфире о ближневосточной политике. «Думаю, Шервин родился 40‑летним», – смеется его брат Афшин, который продал свою юридическую фирму, перебрался в Лос‑Анджелес и стал главным юристом Hyperloop Technologies.

В 1998‑м, окончив Калифорнийский университет в Беркли, Пишевар вернулся в штат Мэриленд и основал несколько стартапов. Среди них – компания, разрабатывавшая раннюю версию платформы WebOS, игровая сеть Social Gaming Network и конструктор сайтов Webs.com. Его Пишевар продал фирме Vistaprint за $117,5 млн. В 2007 году предприниматель переехал в Сан‑Франциско и начал понемногу инвестировать в стартапы. В июне 2011‑го он стал партнером Menlo Ventures и организовал для фирмы инвестиционные сделки с Tumblr, Warby Parker и Uber.

Два года назад, собрав $153 млн, Пишевар совместно с бывшим венчурным инвестором Goldman Sachs Скоттом Стэнфордом основал собственный фонд Sherpa Ventures. Партнеры решили не только инвестировать в существующие стартапы, но и создавать новые компании вокруг талантливых людей. Одной из первых идей, которые они решили реализовать, стала Hyperloop Technologies.

Этот стартап создавался в типичном для Пишевара стиле. Последние несколько лет он водил знакомства с голливудскими звездами. Вместе с Шоном Пенном Пишевар летал в Бенгази, чтобы познакомиться с ливийскими повстанцами, боровшимися против Каддафи. Затем приезжал на площадь Тахрир в Египте, когда страну охватила волна протестов.

В январе 2012‑го Пишевар и Пенн летели с Маском на его частном самолете на Кубу – убеждать правительство Кастро освободить нескольких американских заключенных. Пишевар стал расспрашивать Маска, когда тот начнет проект Hyperloop, о котором упоминал в частных беседах уже почти год.

«Маск ответил, что ему некогда им заниматься. И я сказал: тогда этим займусь я, причем с огромным удовольствием», – вспоминает Пишевар.

Следующие полгода бизнесмен пытался уговорить Маска обнародовать детали проекта. Тот отпирался, ссылаясь на занятость. Тогда Пишевар просто припер миллиардера к стенке. В мае 2013‑го, выступая на конференции AllThingsD, Маск вновь попытался уклониться от темы Hyperloop. Когда началась сессия ответов на вопросы аудитории, Пишевар первым подбежал к микрофону.

«Илон, у тебя есть идея, которую мы уже обсуждали. Это Hyperloop. Я бы очень хотел, чтобы ты рассказал собравшимся, что это за проект и как он изменит мир».

Пишевар застал Маска врасплох. Миллиардер начал что‑то сбивчиво объяснять, а затем неохотно пообещал опубликовать описание в августе. Так его идея стала достоянием общественности.


Когда Маск обнародовал документ, интернет взорвался комментариями, хвалебными одами и колкостями. Одновременно шумиху вокруг Hyperloop начал подогревать Пишевар. Будучи крупным спонсором демократической партии, он превратил встречу с Обамой в Белом доме в получасовой сеанс рекламы проекта. По словам Пишевара, президент пообещал ознакомиться с документом Маска, а через неделю попросил Управление научно‑­технической политики проанализировать эту идею. Тот же трюк Пишевар проделал с одним из основателей Google Ларри Пейджем на его яхте, пока они смотрели парусную регату на Кубок «Америки» в заливе Сан‑Франциско.

Упорство Пишевара начало давать плоды. Инвестировать деньги и время в Hyperloop пообещал Лонсдейл. Затем к проекту присоединился Мессина, который к тому времени уже был внешним партнером Sherpa Ventures.

«Шервин с самого начала понимал, что тут вопрос политический, – рассказывает Мессина. – Это ведь не обычная сделка. Если все задуманное у нас получится, произойдут огромные изменения. А если начнем думать и действовать быстро, то осуществим проект. Мы же тут не на Марс собираемся».

Когда Маск прилетел отмечать 40‑й день рождения Пишевара на частный остров Британского Виргинского архипелага, венчурный капиталист получил благословение миллиардера привлечь к работе Дэвида Сакса. Тот когда‑то работал с Маском операционным директором PayPal и только что продал свою соцсеть Yammer корпорации Microsoft за $1,2 млрд.

«Я думал, меня попросят благотворительностью заняться, – вспоминает Сакс, который в итоге стал сопредседателем совета директоров Hyperloop Technologies. – Но потом я понял: они всерьез хотят на всем этом зарабатывать».

Дорого или дешево


Официально Маск держался поодаль от любых проектов, связанных с Hyperloop. Но в апреле он тайком встретился с Пишеваром и Саксом в лос‑анджелесском отеле Sunset Tower, чтобы узнать, как движется дело.

«Илон понимал: если мне удастся доказать, что Hyperloop работает хотя бы в виде прототипа длиной 5–8 км, то отпадут любые проблемы с политиками и регуляторами, – рассказывает Сакс. – Но все мы в итоге согласились: прототип нужно строить за частные средства».

На это Пишевар и тратит собственные деньги. Начальное проектирование обойдется в $8,5 млн, еще $80 млн пойдет на строительство и эксплуатацию испытательной трассы. Кто ее будет строить? Инженеры Маска из SpaceX упорно указывали на одного и то же человека: Брогана.

Имя «Броган Бамброган» – такая же легкая мишень для шуток, как и фамилия Маска (в переводе с английского musk означает мускус. – прим.). Необычное сочетание появилось в прошлом году: Кевин Броган решил связать с новой супругой Бамби Лью (ныне – Бамби Бамброган) не только судьбу, но и фамилию. Выглядит Бамброган тоже необычно: усы в стиле битловского «сержанта Пеппера», футболка с глубоким вырезом, на шее – ключ на цепочке. Но за этой претенциозной внешностью кроются инженерные знания мирового класса. Броган сам спроектировал двигатель второй ступени ракеты Falcon 1 и возглавлял работы над теплозащитным экраном космической капсулы Dragon.

«Он предложил конструкцию, до которой никто не додумался», – рассказывает один из бывших коллег Бамброгана по SpaceX.

Вначале идея Маска Бамброгана не привлекла.

«Мне неинтересно помогать богатеям добираться из Сан‑Франциско до Лос‑Анджелеса на 20 минут быстрее», – фыркнул высокооплачиваемый инженер в ответ на предложение присоединиться к проекту.

А как насчет того, чтобы перекроить границы городов и избавить мир от вредных для экологии контейнерных перевозок? На эту уловку Пишевара Бамброган купился.

Дирк Алборн, высокий добродушный немец, удивительно похож на актера Лиама Нисона. Он увлекся теорией революционного транспорта, продавая… печи на прессованных опилках. Алборн руководил итальянской компанией, которая занималась этим бизнесом. А в 2009 году, переехав в Лос‑Анджелес, помог создать несколько стартапов, в том числе компанию по производству газовых турбин. В 2012‑м, когда в США приняли закон о поддержке малого бизнеса, у Алборна родилась идея создавать стартапы методом краудсорсинга. На его сайте JumpStarFund любой изобретатель может опубликовать свой проект и искать у онлайн-сообщества финансовой поддержки или партнерства.

Документ Маска о Hyperloop был по большей части публичной рекламой, но Алборна он заинтересовал. Один из партнеров познакомил предпринимателя с президентом и операционным директором SpaceX Гвин Шотвелл. В октябре 2013‑го она дала добро на то, чтобы HTT начала прием заявок на участие в работах. Компания быстро набрала пару сотен добровольцев, из которых могла выбирать лучших.

Любой человек, уделяющий проекту минимум 10 часов в неделю, имеет право на акции компании. Алборн, обосновавшийся в калифорнийском городке Эрмоза‑Бич, организует связь между членами команды с помощью еженедельных конференц‑звонков и общих документов Google Docs.

«Некоторые не хотят, чтобы начальство на основной работе знало об их участии в проекте», – рассказывает Алборн.

HTT занимается совершенствованием элементов Hyperloop уже год, а о своих достижениях сообщает через веб‑сайт. Например, группа студентов-математиков из Гарварда и других университетов создала довольно сложную модель оптимизации маршрутов, которая поможет прокладывать самый дешевый и короткий путь между городами.


Портлендская компания по производству электродвигателей работает над энергетической установкой капсулы. Команда будущих архитекторов из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе построила из дерева масштабные модели интерьера пассажирских капсул. Правда, не ясно, продолжат ли студенты работу, окончив университет.

Команда по анализу затрат подсчитала, что строительство двухпутного участка Hyperloop длиной в километр обойдется в $28,2 млн.

«Думаю, что мы найдем сорта стали и другие материалы, которые помогут удешевить строительство до $12,4 млн за километр», – уверяет сотрудник Cisco Джеймен Коос, руководящий департаментом HTT по разработке продукта.

Алборн рассказывает, что мексиканское правительство уже интересуется, можно ли связать 190‑километровой линией Hyperloop города Мехико и Керетаро. Фирма еще долго не сможет принимать на себя никаких обязательств. Но Алборн уверен: его краудсорсинговая модель не отпугнет потенциальных клиентов.

«Наши 200 участников знают, что делают. И работают эффективнее, чем 30 сотрудников на полной ставке», – утверждает он.

Тем временем профессионалы подтрунивают над HTT. Бамброган считает, что компания станет «хорошим источником студентов, устроившихся к нам стажерами на летнюю практику». В августе Hyperloop Technology перебралась из гаража Бамброгана в Лос-Фелиз, хипстерском районе Лос‑Анджелеса, в помещение бывшей фабрики льда площадью 600 кв. м.

Прорыв случился после встречи с Гарри Ридом. Сенатор познакомил руководителей Hyperloop Technologies с бизнесменом Энтони Марнеллом, который строил всю лас‑вегасскую недвижимость для магната Стива Винна и работал гендиректором отеля‑казино Rio. О чем мечтает Марнелл? Восстановить пассажирское железнодорожное сообщение между Восточным побережьем и Лас‑Вегасом.

«Я уже 30 лет ищу по всему миру скоростные поезда», – рассказывает предприниматель.

За последние 10 лет он и его коллеги‑инвесторы потратили $50 млн собственных средств на проект XpressWest – 300‑километровую скоростную магистраль между «городом грехов» и восточными пригородами Лос‑Анджелеса. Деньги ушли в основном на покупку прав пользования землей. Эксперимент с Hyperloop обещает стать куда интереснее, чем железная дорога. Переговоры продолжаются.

«Думаю, нам удастся найти точки соприкосновения», – полагает Марнелл.

Сделка с Марнеллом очень важна: первоначальный замысел Маска – связать линией Hyperloop Сан‑Франциско и Лос‑Анджелес – не осуществился. Речь идет даже не о политических проблемах, на решение которых участники проекта скоростной железной дороги в Калифорнии потратили 20 лет. Маску не удалось проложить маршрут так, чтобы станции Hyperloop располагались менее чем в часе езды от каждого из городов. Получение прав на пользование земельными участками в черте плотной застройки остается серьезной и долгосрочной проблемой проекта. На рекламных картинках HTT трубы в стиле фильма «Голодные игры» пересекают нью‑йоркский пролив Ист‑Ривер под Бруклинским мостом. Это чистейшей воды фантазия.

«С технической точки зрения Hyperloop реализуем, – говорит Джастин Грей, инженер в Исследовательском центре НАСА им. Джона Гленна в Кливленде. – Права на пользование землей – отдельная тема».

Отчасти поэтому Hyperloop Technologies сосредоточилась на грузовых перевозках. Большинство идущих на Восточное побережье грузов доставляют в порт Лос‑Анджелеса по железнодорожным или автомобильным магистралям через Лас‑Вегас. Стало быть, этот путь – естественный выбор.

Но проблемы на этом не заканчиваются. С точки зрения комфорта поездка в капсуле Маска может оказаться сомнительным удовольствием. Верхний предел боковой перегрузки у капсулы достигает 4,9 м/с2 (или 0,5 g). Для японского поезда Tokaido, развивающего всего 290 км/ч, этот показатель – 0,67 м/с2. Можно также забыть о полном отсутствии вредных выбросов. Маск задумывал, что по всей длине линии будут располагаться солнечные батареи.


Но Бамброган подсчитал, что их энергии не хватит для электрической двигательной установки капсулы. Нужно подключать систему к линиям электропередачи, а это означает выбросы от угольных электростанций.

Есть и серьезные технические вопросы. Капсула Hyperloop Technologies движется на воздушной подушке. Воздух подается из расположенных под капсулой салазок. Примерно тот же принцип использован в головках чтения/записи в компьютерных жестких дисках. Но за пределами лабораторий никто не тестировал воздушную подушку на скоростях, близких к сверхзвуковым. Летом 2015‑го команда Бамброгана планирует построить для этих целей испытательный стенд. Еще потребуется создать оборудование для производства самих труб, ведь таких машин пока не существует.

«Мне нужны люди, способные быстро понять, чего они не знают», – рассказывает Бамброган.

Так и идет космическая гонка. Люди находят способы осуществить то, что когда‑то казалось невозможным. Маск потратил $100 млн собственных денег на строительство ракеты Falcon 1. Поначалу она трижды не смогла достичь орбиты.

«Хватит создавать фотоприложения. Пора сделать что‑то для планеты», – восклицает член совета директоров Hyperloop Technologies Питер Диамантис.

Финансы не проблема. Пишевар утверждает, что когда получит деньги за свою долю в Uber, то сам предоставит Hyperloop Technologies необходимые $80 млн. Если эта или какая‑то другая компания добьется успеха, – миллиарды потекут рекой.

«Мы видим конец одной цивилизации и зарождение другой. Транспортная инфраструктура, которую мы строим, – ее каркас, – сдержанно говорит Пишевар. – Назад дороги нет».